«Время не ждёт, позвони своему адвокату»
 +7 (905) 766-33-44    info@legal-desk.ru

Распространение 2019-nCoV и Форс-Мажор

В марте 2020 г. в связи с угрозой распространения 2019-nCoV на территории страны был введен предусмотренный ФЗ от 21.12.1994 г. №68-ФЗ режим повышенной готовности. Нормативными актами органов власти (уровня субъекта РФ) введение данного режима было признано обстоятельством форс-мажор и предписано приостановить до 01.05.2020 г. работу и посещение гражданами некоторых категорий организаций, в т.ч. общепита, розничной торговли, культуры и отдыха…
Иным организациям, посещение которых гражданами не попало под запрет (либо было прямо разрешено), пока предлагается продолжать работу в особом режиме (но нормативное регулирование практически ежедневно меняется/дополняется). В частности, данным организациям было предложено использовать в работе непосредственно на территории предприятия только тех работников, которые необходимы для участия в технологических процессах, а остальных перевести на работу в дистанционном режиме. Помимо этого, на дистанционный режим работы, должны быть также переведены граждане, обязанные к соблюдению режима самоизоляции, а именно граждане возрастом старше 65 лет, граждане, имеющие определенный перечень заболеваний, граждане, вернувшиеся с территорий «зараженных» государств и лица совместно с ними проживающие (временно).
С учетом этого, представляется, что для организаций, посещение которых гражданами не попало под запрет, само по себе введение режима повышенной готовности в связи с 2019-nCoV, не будет являться обстоятельством форс-мажор (освобождающим от ответственности), поскольку в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием в период марта – апреля 2020 г. они могли продолжать свою деятельность. При этом, данное обстоятельство не исключает возможности для таких предприятий ссылаться в обоснование освобождения от ответственности на иные обстоятельства.