Про детские кресла и п. 22.9 ПДД.
О способах и приспособлениях, обеспечивающих безопасность детей при перевозке в автомобилях
Правилами дорожного движения запрещено перевозить в автомобиле детей до 12 лет без детских удерживающих устройств (п. 22.9 ПДД). При этом законодатель не конкретизировал, каким именно должно быть такое устройство. И поэтому у сотрудников ГИБДД сформировалось устойчивое представление о том, что детей до 12 лет можно перевозить исключительно в автомобильных креслах. Поэтому водителей, чьи малолетние дети были пристегнуты специальным удерживающим устройством «ФЭСТ», неукоснительно подвергали штрафу в размере 3 000 рублей – именно такая ответственность предусматривалась за отсутствие автокресла. При попытке водителей оспорить постановление о привлечении к административной ответственности за перевозку ребенка без детского кресла суды первой и второй инстанций принимали позицию инспекторов ГИБДД. И те, и другие полагали, что конструкция «ФЭСТ», закрепленная на ремне безопасности, не гарантирует защиту ребенку.
Однако Верховный Суд РФ в Постановлении от 16.02.2017 г. № 45-АД17-1 опроверг такое представление о правилах перевозки детей и буквально растолковал судам нижестоящих инстанций пункт 22.9 ПДД, указав, что перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.
Суд высшей инстанции указал, что детское удерживающее устройство "ФЭСТ" соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» № 018/200 и Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Следовательно, применение водителями этого детского удерживающего устройства не образует состава административного правонарушения.
Анализируя содержание пункта 22.9 ПДД, следует отметить, что действующая формулировка этой нормы не причисляет к детским удерживающим устройствам такие устройства, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а называет их иными средствами, не конкретизируя характеристики.
Верховный Суд РФ конкретизировал, что удерживающее устройство «ФЭСТ» соответствует требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» (ГОСТ).
В пункте 2.1. ГОСТ Р 41.44-2005 дано понятие детского удерживающего устройства - это совокупность лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства, например детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья или противоударного экрана.
Национальный стандарт РФ содержит множество определений и характеристик, установленных для удерживающих устройств при перевозке детей.
К примеру, конструкция устройства может быть как цельной (комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье, которое может быть прикреплено с помощью собственной цельной лямки - детское автокресло) и нецельной (частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте). Ко второму можно отнести бустер или удерживающее устройство «ФЭСТ».
Удерживающие устройства для детей подразделяются на пять весовых групп, каждая из которых определяет массу тела ребенка. К примеру, для малышей до 10 кг предусмотрены устройства группы 0, а дети от 22 до 36 кг должны перевозиться с применением устройства группы III.
Также установлены стандарты категорий для использования – универсальная и ограниченная категории (допускается использование удерживающего устройства на передних и задних сидениях только с помощью ремня безопасности для взрослых и закрепленного с помощью специальных креплений), полууниверсальная (используется также на передних и задних сидениях с помощью специальных и дополнительных креплений), особая (используется на передних и задних сидениях с помощью креплений, сконструированных предприятием-изготовителем транспортного средства или детского удерживающего устройства).
Исходя из того количества характеристик, включенных в ГОСТ Р 41.44-2005, следует сделать вывод, что инспектор ГИБДД при решении вопроса о наличии или отсутствии факта административного правонарушения не вправе применять единый подход к составу правонарушения. Если до февраля 2017 года основанием для наложения штрафа могло послужить отсутствие детского автокресла в автомобиле, то теперь для выявления факта правонарушения необходимо установить несоответствие используемого удерживающего устройства требованиям, установленным для его применения в конкретной ситуации.
Сомнительно, что инспекторы ГИБДД ознакомятся и выучат предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах, установленные в ГОСТ Р 41.44-2005. А ведь в требованиях имеется даже определение специального удерживающегося устройства, предназначенного для перевозки ребенка-инвалида.
А потому избежать возможного привлечения к административной ответственности за перевозку ребенка с применением удерживающего устройства будет сложно. Зато оспорить постановление вполне возможно, обратившись в этом случае к специалистам, которые помогут обосновать правомерность перевозки ребенка.
За подробной консультацией, а также за юридической помощью в составлении документов и представлении интересов в административных органах и судах обращайтесь к нашим специалистам.